Отдел социологии молодёжи института социально-политических исследований РАН
Лицензия   |   Контакты   
История


Отдел образован в ИСПИ РАН в 1990 г. на базе сектора социальных проблем молодежи, созданного в 1985 г. в Институте социологии АН СССР по инициативе В.И. Чупрова, который осуществлял руководство его работой до 2003 г. Образование в структуре академического института подразделения подобного профиля отражало острую потребность в фундаментальной разработке теоретических и прикладных проблем социологии молодежи и определило направленность его научно-исследовательской деятельности. С 2003 г. Отделом руководит Ю.А. Зубок. В настоящее время в Отделе работают: Владимир Ильич Чупров – д.социол.н., проф., Заслеженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник; Сорокин Олег Владимирович – к.социол.н., научный сотрудник; Мамедов Рафик Алисаудин Оглы – научный сотрудник; Яковлев Иван Александрович – младший научный сотрудник.
Работа Отдела ведется по нескольким направлениям.
1. Теоретико-методологические проблемы социологии молодежи. Осуществлена разработка нового концептуального подхода к социологическому изучению молодежи, исходя из ее роли в общественном воспроизводстве. Изучение молодежи как социально-демографической группы производиться на основе ее специфических социальных функций в воспроизводстве общества (воспроизводственной, инновационной, трансляционной).
Впервые в отечественной социологии молодежи на эмпирическом уровне осуществлен целостный подход к изучению динамики изменения социального статуса молодежи и мотивационной сферы сознания в основных сферах общественного производства (в материальном и духовном производстве, в сферах распределения, обмена и потребления). В результате сравнительного анализа изменений, отмеченных в этих сферах за период 1990 – 2008 годы, были выявлены фундаментальные противоречия, отражающие изменение роли молодежи в воспроизводстве общества: связанные с перераспределением занятости молодежи между сферами производства; деформацией мотивации труда; между преемственностью и новаторством в среде молодежи; традиционными моделями воспроизводства молодежью исторического опыта и современными, отвечающими целям модернизации; стихийными и управляемыми составляющими в реализации воспроизводственной функции молодежи.
2. Теоретические и прикладные проблемы интеграции молодежи в общество. В рамках данного направления разработана целостная концепция социальной интеграции молодежи в условиях социальной нестабильности. Особенность данного подхода состоит в том, что научное и практическое решение интеграционных проблем молодежи в нестабильном обществе выходит за рамки классической теории интеграции, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, молодежь призвана обеспечивать не только преемственность, но и обновление социальных структур в целях вывода их из состояния нестабильности; во-вторых, противоречия, возникающие между молодежью и нестабильным обществом, не могут быть разрешены на бесконфликтной основе, что также препятствует интеграции в ее классической структурно-функциональной интерпретации. Следовательно, интеграция молодежи в общественные структуры выступает в условиях нестабильности не как конечная цель, а как один из способов разрешения специфически молодежных социальных конфликтов, неизбежно возникающих между молодежью и обществом. Обоснованы два пути реализации конфликтов: а) интеграционный, результатом которого становится консенсус и солидарность (механическая или органическая); б) объединяющий процессы, противоположные интеграционным и приводящий к социальному исключению молодежи. Выбор возможных моделей зависит от направленности социальной и молодежной политики, проводимой государством.
3. Проблема риска в социологии молодежи. Работа начата в 1997 года в рамках международного проекта «Молодежь на пороге XXI века», совместно с Ланкаширским университетом (Великобритания). Соруководители проекта с российской стороны – В.И. Чупров и Ю.А. Зубок, с британской – К.Уильямс. Осуществлена разработка теоретической концепции молодежи в обществе риска. Главной научной проблемой стало противоречие между общим и особенным в процессе смены поколений в условиях социальной неопределенности и риска. Особенности отражения этого противоречия в социальном облике российской и западной молодежи явились предметом международного проекта. Разработаны критерии и показатели социального положения молодежи в обществе риска и факторы, влияющие на его изменение. Определено общее и особенное в социальном облике молодых поколений. Анализ данных социологических исследований показал, что на рубеже веков риск стал наиболее общей характеристикой современных обществ. Молодые поколения в них не только преодолевают, с той или иной степенью успеха, неопределенность и риск, но и воспроизводят их. Формы, в которых продуцируется риск, различаются в конкретных жизненных ситуациях. Обусловленные национальными особенностями различаются и сами ситуации риска в обществах, что придает своеобразие и особые черты разным поколениям.
В рамках рискологического направления ведется работа над изучением особенностей функционирования механизма воспроизводства в условиях социальной неопределенности. В разработанной концепции риск представлен в двух аспектах – объективной (средовой) и субъективной (деятельностной). Впервые предпринято изучение генезиса объективного и субъективного риска, выявлен характер его влияния на социальное развитие молодежи. В общесоциологическом плане это позволило соединить структурный и деятельностный подходы в исследовании социальной неопределенности и риска. В социологии молодежи раскрыты новые возможности концептуальных построений в «управляемом» хаосе развития этой социально-демографической группы.
Формирование объективного риска связано с разрушением прежних основ социального порядка, последующей социальной неопределенностью, непредсказуемостью, незащищенностью и формированием на их основе общества риска. Особое состояние общества, именуемое обществом риска, становится результатом эскалации риска, приобретения им системного характера и проникновения во все сферы общественной жизнедеятельности. Обоснована взаимосвязь категорий неопределенности и риска с социальной нестабильностью и кризисом, предложена трактовка социальной неопределенности как невозможности адекватной рефлексии индивидов и групп, в связи с нестабильностью социальной реальности. Это позволило раскрыть механизм воспроизводства риска в молодежной среде.
Формирование субъективного риска как готовности к рискованным действиям происходит на уровне социальных установок молодежи. В этом смысле риск выступает регулятором индивидуального поведения в конкретной жизненной ситуации и важным фактором развития на индивидуально-личностном уровне. Такой подход позволяет переосмыслить сложившиеся в социологии модели предопределенности развития и рассматривать этот процесс как многовариантный, альтернативный, предполагающий точки выбора в открытых системах.
На базе всероссийского мониторинга «Социальное развитие молодежи» установлено, что объективная и субъективная формы риска обусловливают разнонаправленные тенденции развития молодежи. Рискологическая концепция нашла применение в социологическом анализе ситуаций риска в сфере образования молодежи, в исследовании процесса формирования образовательного потенциала молодежи в условиях риска, в обосновании институциональных и неинституциональных механизмов управления риском.
4. Социальная регуляция в условиях неопределенности. В последнее десятилетие рискологическая проблематика заняла прочные позиции в современной социологии. Изучению социальной природы рисков, форм их проявления в различных сферах общественной жизни, факторов, влияющих на их глобализацию, посвящены работы многих отечественных и западных социологов. Однако в условиях нарастающих угроз во всем мире и в России все чаще возникает вопрос об управлении рисками. Поиск эффективных методов управления приводит социологов к выводу, что в условиях риска происходят значительные изменения в существующих механизмах социальной регуляции. Поэтому проблема управления рисками все больше входит в область фундаментальных исследований.
Разработка эффективных методов управления риском показывает, что в условиях риска происходят значительные изменения существующих механизмов социальной регуляции. Они связаны с воспроизводством ситуаций риска в разных сферах жизнедеятельности.
Разработана теоретическая концепция социальной регуляции риска. Обоснованы особенности, проявляющихся в институциональных и неинституциональных механизмах социальной регуляции в духовной сфере, в образовании молодежи и в формировании ее политического сознания.
В переходном состоянии общества, его движении от определенности к неопределенности и наоборот, поиск возможностей выхода из него приобретает преимущественно случайную форму. Снижается эффективность целенаправленных механизмов регулирования, а в саморегулировании доминирующую роль приобретают спонтанные процессы. На индивидуально-личностном уровне происходит формирование порядка из хаоса на основе свободы воли отдельных молодых людей. На групповом - саморегуляция осуществляется через механизмы стратификации, социокультурной регуляции, самоорганизации в молодежной среде. Исследование перечисленных механизмов осуществлено в их взаимодействии с двумя формами риска – объективной (средовой) и субъективной (деятельностной).

Теоретические подходы, разрабатываемые Отделом, получили апробацию более чем в двадцати крупномасштабных социологических исследованиях, проведенных по общесоюзным, общероссийским и региональным выборкам молодежи. Предметом исследований являлись: особенности социального развития несовершеннолетних правонарушителей (1985 – 1987 гг.); социальная типология студенческой молодежи (1987 г.); участие в неформальных объединениях как фактор социально-политического самоопределения молодежи (1987 г.); отношение допризывной молодежи к службе в армии по контракту (1992 и 1993 гг.); уровень социальной и психологической напряженности среди молодых офицеров в Вооруженных силах Российской армии (1992 г.); социально-экономические и культурные права молодежи в СНГ и основные препятствия их реализации (2003-2005); проблемы развития молодежного предпринимательства (2004); ситуации риска в сфере образования молодежи (2005-2006); особенности самоорганизации молодежи и направленность деятельности современных молодежных движений (2007), проблема экстремальности и экстремизма молодежи (2008), особенности политического сознания молодежи (2008).
Начиная с 1990 года, в 12 регионах РФ регулярно проводятся социологические исследования в рамках общероссийского мониторинга «Социальное развитие молодежи». Теоретические положения и результаты исследований использовались при подготовке ежегодных докладов Правительству РФ о положении российской молодежи, разработке нормативных документов, основных направлений Государственной молодежной политики в РФ.
О. с. м. является одним из ведущих научных учреждений в области социологии молодежи, имеет научные связи с отечественными и с зарубежными исследовательскими центрами и международными организациями.

Российская академия наук Институт социально-политических исследований Институт социалогии РАН Rambler's Top100